1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – Закон), который полностью изменит сферу государственного кадастрового учета недвижимости и регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом.

Причиной принятия данного Закона стало: двойное правовое регулирование учетно-регистрационной сферы недвижимости; сложная процедура регистрации недвижимости; необходимость заявителя для постановки недвижимости на государственный кадастровый учет и регистрации прав на недвижимое имущество обращаться в государственный орган, расположенный исключительно по месту нахождения недвижимого имущества; хранение сведений, составляющих данные реестров, в бумажном виде, что зачастую приводит к утрате или искажению сведений; отсутствие четкой ответственности регистрирующего органа.

В связи с принятием нового Федерального закона государственная регистрация недвижимости в целом станет доступнее и проще.

1. Прежде всего, в соответствии с Законом будет создан новый реестр – Единый государственный реестр недвижимости. Он объединит в себе прежний реестр прав на недвижимое имущество и сведения кадастра, в его состав войдут:

  • кадастр недвижимости;
  • реестр прав на недвижимое имущество;
  • реестр границ зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, территорий опережающего социально-экономического развития и т. п.;
  • реестровые дела;
  • кадастровые карты;
  • книги учета документов.

2. Полномочия по регистрации прав на недвижимость и кадастровый учет, теперь будет проводить только Росреестр. И свои полномочия в данной части нельзя будет передать подведомственным учреждениям.

3. Перестанут выдаваться привычные всем свидетельства о праве собственности. Вместо этого на документах будут проставляться регистрационные записи, а регистрация и учет будут подтверждаться выпиской ЕГРН.

4. Независимо от формы представления документов, кадастровый учет и (или) регистрация прав будет осуществляться в следующие сроки:

  • 7 рабочих дней – регистрация права в Росреестре (9 рабочих дней при подаче в МФЦ);
  • 5 рабочих дней — осуществление государственного кадастрового учета при обращении в Росреестр (7 рабочих дней – через МФЦ);
  • 10 рабочих дней – при подаче заявления на осуществление кадастрового учета и регистрации прав через Росреестр (12 рабочих дней – через МФЦ).

Регистрация прав на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов при обращении в Росреетр с заявлением на бумажном носителе будет осуществлена в течение 3 рабочих дней (при обращении в МФЦ этот срок составит 5 рабочих дней). В случае поступления заявления в Росреестр в электронной форме регистрация осуществляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов.

5. Заявление о кадастровом учете и (или) регистрации права можно будет подать в любой отдел Росреестра или МФЦ, независимо от места нахождения объекта недвижимости.

6. Уточнен перечень объектов недвижимости, которые будут подлежать кадастровому учету и права, которые регистрируются. В частности будут учитываться и вноситься сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии, как едином имущественном комплексе.

7. Можно будет одновременно проводить и кадастровый учет, и регистрировать права. Одновременную регистрацию и учет можно будет провести в следующих случаях:

  • образование объекта недвижимости;
  • вновь созданный объект недвижимости;
  • прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;
  • образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации.

8. Отменен обязательный порядок предоставления юридическим лицом учредительных документов, которое обратилось с целью постановки на учет объекта и госрегистрацией прав на него.

9. Теперь в приеме документов может быть отказано, но только в единственном случае, если не установлена личность заявителя.

10. Еще одним нововведением является утверждение оснований для возврата документов без рассмотрения:

  • неправильный формат заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;
  • для бумажных документов, наличие в заявлении и документах подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;
  • отсутствие подписи заявителя в заявлении.

11. Существенно расширен перечень оснований для приостановления учета и регистрации — статья 26 нового закона содержит 51 пункт, каждый из которых дает регистратору принять решение о приостановлении.

Законодатель увеличил и сроки приостановления учета и регистрации прав на недвижимость. По общему правилу приостановление по инициативе регистратора возможно на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на 3 месяца. Исключения предусмотрены п.3-8 статьи 26 Закона.

Кадастровый учет и (или) регистрация прав могут быть приостановлены по инициативе заявителя не более чем на 6 месяцев. Заявление заявитель может подать однократно. Действующий закон не содержит указание на однократность подачи соответствующего заявления, а предельный срок приостановления регистрации по инициативе заявителя составляет всего 3 месяца.

12. Уточнена также ответственность Росреестра за нарушение правил регистрации прав на недвижимость – например, за утрату или искажение сведений, незаконный отказ в осуществлении регистрации, необоснованный отказ в предоставлении выписки из реестра и т. п.

13. Предусмотрена однократная компенсация гражданину - собственнику единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, который по не зависящим от него причинам не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также гражданину - добросовестному приобретателю, от которого было истребовано единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение. Компенсация предоставляется за счет средств федерального бюджета, ее сумма не может превышать 1 млн руб. Установлены также условия ее предоставления. Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 1 января 2020 г.